На днях, увидев книгу, озаглавленную «Патриархия» и написанную сэром Робертом Филмером, посвященную универсальным и само собой разумеющимся правам всех королей, я подумал на досуге – хорошо было бы изучить его доктрину и вопросы, вытекающие из нее; последние представляются до сих пор касающимися всего человечества и, помимо влияния на нашу будущую жизнь, затрагивающими понимание всего, что в этом мире заслуживает внимания. Если автор книги сказал правду, есть только один вид правления в мире, который заключает в себе все от справедливости: и те, кто допрежь были почитаемы за лучших и мудрейших из людей вследствие учреждения ими общественных устройств и государств, и претерпели много страданий – все они за то, что могли прийти к согласию во имя приобретения общественного блага или разделить власть с народом, который в гармонии благого правления мог быть сохранен в качестве единого целого – были самыми несправедливыми и глупыми из всех людей. Они были не строителями, а ниспровергателями правления: они устанавливали аристократическое, демократическое или смешанное правление, в противовес монархии, которая, согласно неизменным законам Божьим и природным, положена человечеству; или самонадеянно заключали в кандалы монарха, который, согласно тем же законам, чист и никому не подконтролен; они – мятежные и непослушные сыновья, которые восстали против отца, и не только перестали прислушиваться к его голосу, но и подчинили его своей воле. По их мнению, только тот заслуживает называться добрым человеком, кто стремился нести благо человечеству, или той стране, с которой был связан, и это благо заключалось в счастье государства и совершенствовании личности. Они высоко ценили тех, кто стремился сделать людей лучше, мудрее и счастливее. Это они видели главной целью, с какой люди соединяются в общество: и Цицерон говорит, что общество было создано ради справедливости, – потому что кто бы ни получил власть, должен использовать ее для достижения целей, ради которых она была создана. Эта работа может быть проделана только преуспевшими в добродетели, но чтобы они от нее не уклонялись, никакое правление не мыслится хорошо устроенным без того, чтобы законы не стояли выше распоряжений людей.
читать дальше


Спустя три года после написания книги автору отрубили голову

@темы: кровь XVII века